Начало. Уровень 0

Формально нулевого ученического уровня не существует. Здесь он введен для того, чтобы дать самые азы практики и теории - основу, без которой невозможно двигаться по системе. Прежде всего очень важно понять сами принципы обучения – что и как мы изучаем, каковы критерии правильности, к чему нужно стремиться.

Илицюань – один из немногих видов боевых искусств, которые реально базируются на теории. Это важно осознать. Очень часто приходится наблюдать учеников, которые легкомысленно относятся к теории, считая, что это что-то надуманное и необязательное. Главное дескать упражнения, а они что-то там наработают, откроют и придет мастерство. В результате такой ученик теряет ориентиры, не понимает, что и, главное зачем он делает, не может оценить правильность выполнения упражнений и в итоге теряет время. В лучшем случае такая практика развивает тело, возможно через какое-то время появятся и более значимые результаты, но отсутствие осознанности самого метода тренировок сделает путь слишком долгим. И даже достигнув мастерства такой адепт не сможет внятно передать это знание следующим поколениям. Поэтому очень часто даже признанные мастера не в состоянии эффективно передавать свое знание, обучение сводится к призыву «делай как я» и лет через надцать может что и получится. В лучшем случае такой учитель буквально лепит ученика руками, восполняя таким образом недостаток слов. Понятно, что такое обучение становится штучным и возможно только в регулярном, частом и тесном общении с учителем. Собственно это и есть традиционный китайский способ обучения. Если к этой недосказанности и неопределенности добавить еще и традиционные секретность и таинственность боевых искусств, то не удивительно, что знания теряются, системы выхолащиваются и фактически умирают. Поэтому трудно переоценить труд, проделанный нынешним Патриархом илицюань Чин Фансеном, который сформулировал теорию и разработал методологию изучения илицюань. Наличие четких принципов и критериев позволяет ученикам школы двигаться в общем потоке, независимо от того, в какой стране и у какого инструктора они обучаются. Ясная терминология позволяет понимать друг друга и без искажений передавать знание от поколения к поколению.

Илицюань – искусство, основанное прежде всего на осознанности. Поэтому и процесс обучения направлен именно на развитие этого качества. Необходимо научиться использовать старую даосскую формулу «Используй сознание, а не грубую силу». Для этого внутренние стили ушу используют связь между сознанием (по китайски И), жизненной энергией (Ци) и силой или физическим телом (Ли). Мудрецы, стоявшие у истоков тайцзицюань, утверждали: «И дао – ци дао – ли дао», что означает: «Движение сознания порождает движение энергии, которое заставляет двигаться тело». Следовательно, чтобы действовать с максимальной эффективностью, необходимо отточить свое сознание, развить и научиться контролировать жизненную энергию, подготовить и укрепить тело, а главное – связать эти части в одно целое.

Энергия Ци является связующим звеном между физическим телом и сознанием. Зажатые, напряженные мышцы во-первых блокируют свободное течение энергии, а во-вторых поглощают и рассеивают ее. Следовательно, для того, чтобы использовать Ци необходимо научиться расслабляться. Казалось бы все просто и понятно, но как это реализовать в практике? Если просто взять и расслабиться, то мы тут же упадем. Поэтому скорее всего сознание и не даст мышцам расслабиться. Для того, чтобы достичь максимально достижимой степени расслабленности мышц необходимо сформировать костно-сухожильную структуру. А для этого необходимо в любой момент времени сохранять так называемые «13 пунктов контроля».

Собственно с этого и начинается практика. Задача - сформировать структуру – фундамент, который далее используется во всех упражнениях и практиках вплоть до свободного боя. Используем 1-е базовое упражнение илицюань, которое включает в себя подготовительное

упражнение – раскачивание (предназначено для знакомства с процессами напряжения и расслабления и поиска центров стоп) и основное – столбовое стояние. Начинаем практиковать симметричный нейтральный столб (стопы на ширине плеч, руки удерживают шар на уровне центра груди), далее – ассиметричные столбы. Время стояния постепенно увеличивается от 5-10 минут (можно стоять 2-3 раза в день) до как минимум 40 минут. Считается, что после выхода на уровень 40 минут очень полезно пройти 100-дневный марафон столбового стояния, когда каждый день стоят 40 минут. Необходимо добиваться ощущения комфорта и баланса в столбе. Когда это ощущение появится, столб станет естественной и комфортной основой практики и обычной повседневной деятельности. Так практика становится непрерывной. Практика столбового стояния взращивает структуру и мощь. Невозможно также переоценить оздоровительный эффект столбового стояния – от восстановления позвоночника, до восстановления правильной циркуляции энергии. Наверное это одно из самых мощных упражнений всех времен и народов. Неслучайно существуют многие внутренние системы, в которых по большому счету и нет никаких других практик кроме столба.

Получив начальные представления и ощущение структуры можно пробовать реализовать 1-й уровень расслабления – раскованность. Для этого используется 1-й суставный комплекс, который предназначен для проработки способов формирования движения с сохранением расслабленности, связанности тела, реализации принципа «двигается одно – двигается все». Упражнения этого комплекса могут использоваться как азы самозащиты. Кроме того, укрепляются и оздоравливаются суставы, восстанавливается полноценное кровообращение в руках, ученик с удивлением обнаруживает в теле механизмы и мышцы о существовании которых даже не подозревал. Внешне примитивные упражнения неожиданно оказываются не так просты в освоении, но объединив усилие и время ученик непременно возьмёт этот рубеж и сможет двигаться дальше.

Итак, Уровень 0 это необходимый минимум теории (с нее нужно начать), 1-е базовое упражнение (раскачивание и столб) и 1-й суставный комплекс. Для проверки освоения теории рекомендуется пройти Тест 0.